Экюментол: профилактика стресса у свиней + повышение качества мяса

Экюментол: профилактика стресса у свиней + повышение качества мяса

17.06.2021
Категория: полезное

Профилактика стресса – увеличение количества и качества мясной продукции 

В.И. ВОДЯННИКОВ, доктор биолог. наук, профессор, заслуженный работник сельского хозяйства РФ, В.В. ШКАЛЕНКО, доктор биолог. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный аграрный университет» 

В статье описано применение антистрессовых кормовых добавок и препаратов, способствующих лучшей мобилизации защитных сил организма.
Ключевые слова: антистрессовые препараты и добавки, профилактика технологических стресс-факторов, откорм, молодняк свиней, качество мясной продукции. 

Preventing transport stress 

V.I. VODYANNIKOV, doctor of biological sciences, professor, honored worker of agriculture of the Russian Federation, V.V. SHKALENKO, doctor of biological sciences, associate professor, Volgograd State Agricultural University 

The article describes the use of fodder additives and preparations, as anti-stress, contribute to better mobilization of the body’s defenses.
Key words: anti-stress agents and additives, prevention of technological stereotypes, fattening, young pigs, quality of meat products. 

Технологические стрессы, возникающие на всех этапах развития организма животного – начиная с момента рождения и до убоя, вносят определенные коррективы в количественную и качественную структуру мясной продукции. В настоящее время потери животноводческой продукции при производстве и переработке достигают 20%. Экономические потери из-за нарушения технологии выращивания животных и стрессов на заключительном этапе откорма и транспортировки на убой также велики. Поэтому изучение мясной продуктивности и качества мяса свиней при использовании антистрессового водорастворимого препарата «Фид-Фуд Меджик Антистресс Микс» (первая опытная группа) и кормовой добавки «Экюментол» (вторая опытная группа) для профилактики технологических стрессов в условиях КХК АО «Краснодонское» Волгоградской области представляет большой интерес. 

При изучении влияния антистрессовых препаратов на мясную продуктивность подопытного молодняка свиней было установлено, что между животными опытных групп преимущество по предубойной массе имели свиньи второй опытной группы, которые превосходили по изучаемому показателю аналогов первой группы на 3,14 кг (2,52%) (табл. 1). 

Таким образом, включение в состав рационов кормовой добавки «Экюментол» и антистрессового водорастворимого препарата «Фид-Фуд Меджик Антистресс Микс» оказало положительное влияние на формирование мясной продуктивности молодняка свиней опытных групп. 

Морфологический состав туши, который определяется по соотношению съедобной и несъедобной части, является важным показателем, характеризующим ее качество. 

Один из основных параметров, характеризующих ценность туши, – выход мякотных частей. Однако от содержания жировой ткани, ее локализации зависит товарный вид, вкусовые качества и энергетическая ценность мяса. Результаты обвалки показали, что у животных, получавших антистрессовые добавки, масса мякоти туш была выше на 3,57 кг (8,93%) и 5,72 кг (14,31%) (табл. 2). 

Из опытных групп наибольшее количество мякоти содержалось в тушах свиней второй опытной группы, потреблявших кормовую добавку «Экюментол». По массе мякоти они превосходили аналогов первой опытной на 2,15 кг, или 4,94%, а выходу мякоти – на 0,54%. При этом туши молодняка свиней опытных групп отличались меньшим выходом сала и по данному показателю они уступали животным контрольной группы на 0,59% и 0,68%. 

Об интенсивности роста мышечной ткани свиней говорит выход мяса в туше на 100 кг предубойной массы. Так, по сравнению с животными контрольной группы молодняк свиней опытных групп имел преимущество по изучаемому показателю на 3,89% и 5,92% соответственно. По индексу мясности свиньи контрольной группы уступали животным опытных групп на 4,66% и 9,72%. Следовательно, у животных опытных групп, получавших антистрессовые препараты, показатели мясной продуктивности были более высокими по сравнению с аналогами контрольной. 

Мясо свиней является источником белка, жира, минеральных и экстрактивных веществ, которые представлены в нем в оптимальном и качественном соотношении, а исследования средних проб мякоти туш свидетельствуют о физиологической зрелости свинины, полученной от подопытных животных (табл. 3). 

Нами установлено, что в средней пробе мяса свиней опытных групп содержание сухого вещества превышало контроль на 1,83% и 2,76%. При этом в мясе молодняка свиней первой и второй опытной группы содержание белка было выше на 1,99% и 2,46% по сравнению с животными контрольной группы. В средних пробах мякоти туш животных первой и второй опытной содержание жира было несколько ниже – на 1,36% и 1,63%, в сравнении с аналогами контрольной группы. Достоверных различий по содержанию золы в средних пробах мяса животных сравниваемых групп не выявлено. 

При определении качества мяса большое значение имеет состав его белков, который выражается белковым качественным показателем (БКП) (табл. 4). 

Результаты исследований свидетельствуют о том, что в средней пробе мяса свиней опытных групп содержание триптофана было выше на 11,52 мг% (2,76%) и 12,66 мг% (3,03%), а оксипролина – меньше на 1,65 мг% (1,43%) и 2,69 мг% (5,72%) в сравнении с животными контрольной группы. Белковый качественный показатель (характеризующий отношение триптофана к оксипролину) средней пробы мякоти туш свиней опытных групп составил 8,92 ед. и 9,14 ед., что больше, чем у аналогов контрольной группы, на 6,32% и 8,94% соответственно. Это говорит о том, что мясо, полученное от животных опытных групп, по сравнению с контролем имело более высокую биологическую ценность. 

Основными показателями, характеризующими качество мяса наряду с химическим и биохимическим составом, являются технологические и кулинарные свойства. 

В результате исследований установлено, что более высокой влагоудерживающей способностью обладало мясо свиней, получавших в составе основного рациона изучаемые антистрессовые препараты (табл. 5). Так, молодняк свиней первой и второй опыт- ной группы превосходил животных контрольной группы по показателю влагоудерживающей способности длиннейшей мышцы спины на 1,24% и 1,57%. 

Вместе с тем увариваемость длиннейшей мышцы спины была выше у животных контрольной группы в сравнении с животными опытных групп на 0,35% и 0,43%. Величина кулинарно-технологического показателя (соотношение влагоудерживающей способности и увариваемости) мышечной ткани была несколько больше у молодняка свиней опытных групп в сравнении с контролем на 3,26% и 3,92% соответственно. 

Определяющим фактором функционально-технологических свойств мяса является величина рН мышечной ткани. В исследованиях установлено, что уровень активной кислотности (рН) длиннейшей мышцы спины во всех группах находился в пределах 5,92–5,96 ед., что характерно для нормального качества мяса. Следовательно, по основным показателям, характеризующим технологические и кулинарные свойства длиннейшей мышцы спины, молодняк свиней опытных групп превосходил животных контрольной группы. Лучшими технологическими и кулинарным свойствами отличалось мясо животных второй опытной группы. 

Таким образом, применение антистрессовых кормовых добавок и препаратов на заключительном этапе откорма свиней является экономически эффективным, снижает потери от технологических и транспортных стрессов и повышает количественные и качественные характеристики мяса свиней. 

Литература 

1. Водянников В.И. Применение кормовых добавок и препаратов для мобилизации защитных сил молодня- ка свиней/Водянников В.И., Шкаленко В.В. Материалы Международной научно-практической конференции «Эколого-мелиоративные аспекты рационального природопользования». Волгоград, 2017. С. 186–189. 

2. Водянников В.И. Профилактика технологических стрессов на заключительном откорме молодняка свиней/В.И. Водянников, В.В. Шкаленко. Свиноводство, 2017. No2. С. 23–24. 

3. Водянников В.И. Экологические проблемы животноводческих комплексов/Водянников В.И., Николаев С.И., Шкаленко В.В. Материалы научно-практической конференции «Глобализация и эколого-экономическое развитие регионов». М., 2017. С. 212–218.